Вопросы - ответы
Выберите один из разделов ниже, щелкнув по нему левой клавишей мыши...
По Федеральному закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
- обеспечить получение детьми общего образования;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.
Повторное прохождение психолого-медико-педагогической комиссии необходимо с целью подтверждения ранее выданного заключения ПМПК при переходе с одного уровня образования на следующий:
- с дошкольного уровня образования на уровень начального общего образования;
- с начального общего уровня на основной общий уровень образования;
- с основного общего уровня на средний общий уровень образования.
Также повторное прохождение ПМПК необходимо с целью уточнения или изменения ранее выданных рекомендаций, для изменения образовательной программы (требуется направление образовательной организации). Поводом для повторного прохождения ПМПК могут стать новые обстоятельства, например, устойчивая неуспеваемость и появление академической задолженности по нескольким предметам.
Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например:«Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.
Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).
Психолого-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:
- имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);
- находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);
- имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;
- имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.
Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Один из основных параметров жизнедеятельности, которым руководствуются специалисты МСЭ при установлении инвалидности – способность к обучению (приказ Минтруда России от 17.12.2015 года №1024н). Для того, чтобы оценить, насколько эта способность снижена, специалисты бюро МСЭ нуждаются в помощи специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), т.к. в соответствии с приказом Минтруда, степень ограничения способности к обучению и получению образования определяется и устанавливается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Учитывая все вышеизложенное, для оформления\переоформления инвалидности у ребенка, необходимо пройти обследование на ПМПК.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: не менее 2,5 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Учитывая площадь кабинетов, наполняемость начальных классов не должна превышать 20 человек. При формировании 1 классов, средняя наполняемость составляет до 25 человек, так как ежегодно списочный состав будущих первоклассников составляет в среднем 90 человек, а также учитывается количество оставленных на повторное обучение.
В соответствии с «Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ №458 от 02.09.2020г.)» прием заявлений на обучение в первый класс детей, не проживающих на закрепленной территории, начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Узнать о наличии свободных мест в первых классах для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 5 июля текущего года на официальном сайте образовательной организации. Информация о перечне необходимых документов и способах подачи заявлений размещена на сайте p-sosh.ru, в разделе «Родителям» - «Первый раз в первый класс».
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
- обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый, в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут,
- предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения;
- образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической культуры.
Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
Обращаем внимание родителей (законных представителей) на то, что рекомендации по какой именно образовательной программе обучать ребенка с ОВЗ выдают специалисты психолого-медико-педагогической комиссии. Задача родителей – услышать правильно рекомендации, принять правильное решение в отношении своего ребенка. Перевод ребенка на обучение по адаптированным образовательным программам принимают непосредственно родители. Согласие оформляется в письменном виде.
Время обучения ребенка определяется образовательной программой, разработанной образовательной организацией, в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ. Адаптация основных образовательных программ и сегодня предусматривает пролонгирование сроков обучения. На какой именно период – зависит от индивидуальных особенностей ребенка и успешности применения коррекционных и развивающих методик. Образовательной организацией с согласия родителей может быть принято решение о продлении обучения на год.