В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематически проводится с учётом практической значимости для школьника (человек и его окружение).
Особенности предмета непосредственно выводят целесообразность обращения к методу проектов.
Иностранный язык - не только дополнительное окно в мир, но и дополнительное средство развития общих способностей человека.
Каждый учится по-своему. Одному достаточно услышать, и он быстро всё запоминает (коммуникативно-активный тип учащихся). Другому необходимо и услышать, и самому проговорить вслух (коммуникативно-реактивный тип учащихся). Третьему - и услышать, и проговорить (коммуникативно-инициируемый тип учащегося).
Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого человека и своими природными способностями, и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности опытом, контекстом деятельности, набором определённых чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом в коллективе.
Вот это всё приходится учитывать при работе в 5 классе. Дети разные, но всех надо научить и заинтересовать предметом. В этом помогает метод проектов. Методы проектов я использую с 1996 года. Главное-это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Использование метода проектов основывается на определённых требованиях:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы - «проблема обустройства города, ознакомление со спецификой городской культуры Германии»;
2) практическая, теоретическая значимость, результативность- «план города, рисунки крепости, домов и их краткое описание, рисунок любимого животного» и рассказ о нём, оформление выставки «Наши домашние животные»;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке (работа с текстом, диалогическим текстом) или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (распределение ролей - архитектор, гид, строитель и т.д.);
5) оформление конечных результатов, подведение итогов (защита проекта), выводы.
Работа над проектом проводится поэтапно, с учётом уровней формирования деятельности:
1) от отработки отдельных действий по опорам к осуществлению действий без опор,
2) от работы над маленьким проектом (рисунок замка и его краткие описания или письменный рассказ, рисунок, фотография, презентация любимого животного, рассказ о нём, оформление выставки) к проекту «Мы строим собственный город»
Работа над проектом постоянно находится в поле зрения учителя, отмечаются результаты деятельности всех учащихся. Приходится довериться фантазии, воображению ребят. Результат реализации проекта является урок- праздник «День города». Цель- общение детей на немецком языке, использование учащимися в речи речевого образца с глаголами в Perfekt (перфект). Это является объектом контроля – умение подвести итоги работы над проектом. Умение делать краткие сообщения и беседовать о действиях в прошлом, умение описывать город, владение информацией о стране изучаемого языка.
Тип проекта – творческий, информационный, проектно- ориентированный.
Проект "Наш город" (скачать)